В данной статье анализируется концепция «компьютерного тренажера», подробно раскрываются его преимущества и выгоды в контексте современного образования и рассматривается вопрос: для чего предназначены компьютерные тренажеры.
Основное внимание уделяется проблеме интеграции компьютерных тренажеров в процесс обучения будущих специалистов в области промышленной безопасности и охраны труда. Исследование обращается к существующим причинам, стоящим за этой проблемой, и предлагает практические пути ее решения.
Кроме того, статья содержит рекомендации по эффективной организации и оптимизации процесса внедрения компьютерных тренажеров в образовательную практику.
Прогресс информатизации в сфере образования
Современная эпоха ознаменована переходом от индустриализации к цифровой трансформации. В сегодняшней реальности отчетливо просматривается быстрое нарастание информатизации и компьютеризации в различных сферах жизни российского общества, включая образование. Это особенно заметно в сфере подготовки будущих специалистов, где современные учебные заведения активно внедряют компьютерные тренажеры для эффективного обучения.
Процесс информатизации и компьютеризации образования осуществляется через внедрение и активное использование программных продуктов, основанных на передовых компьютерных технологиях. Эти инструменты, которые включают в себя системы моделирования и симуляции как компьютерных, так и физических процессов, способствуют более эффективному обучению и подготовке будущих профессионалов.
Образовательные учреждения, центры повышения квалификации и корпоративные тренинговые подразделения все чаще обращаются к использованию компьютерных тренажеров в своей практике обучения. Это объясняется тем, что такие тренажеры не только способствуют закреплению ключевых навыков и теоретических знаний у обучающихся, но и обеспечивают тренерам и преподавателям возможность эффективного контроля за учебным процессом и осуществления основных образовательных функций вовремя.
Интеграция компьютерных тренажеров в образовательный процесс и развитие платформы безопасности труда «Росмакс»: Опыт компании «Simax»
В последнее время различные эксперты, включая IT компанию «Simax», провели обширные исследования, в том числе апробационного характера, результаты которых явно свидетельствуют о превалировании преимуществ интеграции компьютерных тренажеров в образовательный процесс над их недостатками.
На данный момент «Симакс» завершает проведение научно-исследовательских работ по разработке автоматизированной платформы безопасности труда «Росмакс». Целью исследования было проанализировать существующие системы обучения по дисциплинам: охрана труда и промышленная безопасность, а также разработать программный продукт, отвечающий современным требованиям, с учетом актуальных потребностей в области обучения и безопасности.
Коллектив компании «Simax» изучил текущее состояние и практику в данной сфере, обратив особое внимание на вопросы повышения качества подготовки кадров.
Изучение теоретических основ электронного обучения и практических платформ позволило сделать вывод о необходимости усовершенствования модуля обучения платформы безопасности труда «Росмакс». Функциональные критерии были использованы в качестве основы при доработке системы.
В августе 2020 года «Симакс» начал внедрение компьютерно-имитационных и VR-тренажеров. В сотрудничестве с ООО «Технопарк-Т» были разработаны и внедрены тренажеры по различным темам, таким как:
- стропальное дело
- газонефтеводопроявления
- средства пожаротушения
Для студентов, обучающихся по направлению «Промышленная безопасность», вопрос внедрения компьютерных тренажеров в образовательный процесс также является крайне важным, поскольку их будущая деятельность напрямую связана с оказанием помощи людям, подвергшимся травмам на производстве.
Промышленная безопасность играет ключевую роль в обеспечении безопасного функционирования различных отраслей в современном обществе. Поэтому возникает необходимость внедрения компьютерных тренажеров в процесс подготовки будущих специалистов в данной области.
Это позволит им приобретать необходимые практические навыки и опыт, не подвергая себя реальным опасностям на рабочем месте. Такой подход способствует повышению эффективности обучения и готовности специалистов к решению задач, что в итоге приведет к снижению рисков и повышению общего уровня безопасности в промышленности.
Эффективное использование компьютерных тренажеров в образовательном процессе: Взгляд компании «Simax»
Компания «Simax» уделяет особое внимание компьютерным тренажерам, рассматривая их как одни из самых интересных и эффективных форм образования среди множества электронных образовательных инструментов. Использование тренажеров в учебном процессе позволяет:
- минимизировать ошибки;
- увеличить скорость принятия решений;
- более точно оценивать уровень знаний и навыков студентов.
Эти инструменты делают обучение более интересным и доступным, а также обеспечивают возможность индивидуализации учебного процесса.
Хотя любая образовательная технология имеет свои преимущества и недостатки, в случае компьютерных тренажеров недостатки не являются критическими и не могут быть использованы в качестве оснований для отказа от их использования. Эти недостатки компенсируются многочисленными преимуществами, которые предоставляют компьютерные тренажеры.
Мы считаем, что информатизация и компьютеризация образовательного процесса являются неизбежными тенденциями.
Тем не менее, проблема внедрения компьютерных тренажеров в учебный процесс до сих пор не полностью решена. Это требует пересмотра всего учебного процесса для соответствующего направления подготовки, включая методическое обеспечение, пересмотр системы контроля знаний и другие аспекты, а также углубленных знаний со стороны разработчиков тренажеров в области информационных технологий и специфических технических навыков.
Заключение: Пути решения проблемы внедрения компьютерных тренажеров в образовательный процесс
Подведем итоги основных способов решения основных проблем, связанных с интеграцией компьютерных тренажеров в образовательный процесс:
- Проведение оперативной подготовки и переподготовки тренеров/преподавателей, чтобы сократить временной разрыв между внедрением новых технологий и их эффективным использованием.
- Органическая интеграция компьютеров в учебный процесс, направленная на эволюционное улучшение образования, вместо радикального переворота.
- Создание стимулирующей среды для использования компьютеров в учебных целях, включая разработку мультимедийных учебных пособий и методических материалов.
- Целенаправленное развитие компьютерных тренажеров, способствующих улучшению восприятия учебного материала.
- Осознание потенциала, который предоставляют компьютерные тренажеры при их интеграции, и признание необходимости решения проблем, связанных с их внедрением, для обеспечения качественного развития образовательного процесса.
Эти шаги представляют собой важные аспекты работы над проблемой внедрения компьютерных тренажеров в сферу образования.